Правовые вопросы полетов мультикоптеров.

Публикуем и обсуждаем все новинки в мире коптеров и оборудования для них.
автор
Аватара пользователя
Андрей Крюков
Администратор
Сообщения: 575
Зарегистрирован: 10 авг 2013, 10:02
Skype: AKlion
Откуда: Тольятти
Контактная информация:

Правовые вопросы полетов мультикоптеров.

Сообщение Андрей Крюков » 24 дек 2015, 00:58

Правительство предложило внести поправки в Воздушный кодекс, прописав там правила использования беспилотников. Законопроект уже отправлен в Госдуму.

Жить будем!!!
Вернуться к началу

Аватара пользователя
suhargarage1
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 03 дек 2015, 16:10

Re: Беспилотные летательные аппараты приучат к порядку

Сообщение suhargarage1 » 24 дек 2015, 10:26

Уже незнают как с народа ещё денег содрать, херней всякой занимаються... Где я в Тольятти буду квадрик свой регистрировать? Да и пусть попробуют меня найти при запуске, кто этим заниматься будет? Наша доблестный полиция? Им это явно ненадо! Службу создадут отдельную? Но все равно им придётся за мной бегать искать, и не факт что найдут... Тупость!

автор
Аватара пользователя
Андрей Крюков
Администратор
Сообщения: 575
Зарегистрирован: 10 авг 2013, 10:02
Skype: AKlion
Откуда: Тольятти
Контактная информация:

Re: Беспилотные летательные аппараты приучат к порядку

Сообщение Андрей Крюков » 24 дек 2015, 13:27

как то так вот
gu8sTACDFQA.jpg
Жить будем!!!
Вернуться к началу

автор
Аватара пользователя
Андрей Крюков
Администратор
Сообщения: 575
Зарегистрирован: 10 авг 2013, 10:02
Skype: AKlion
Откуда: Тольятти
Контактная информация:

Суд открыл небо коммерческому беспилотнику

Сообщение Андрей Крюков » 10 янв 2016, 18:24

Доставив пиццу с помощью дистанционно управляемого дрона, выпускник физтеха получил от мирового суда штраф в 50 000 руб. за полет без лицензии. В апелляции, однако, оператор коптера сумел доказать, что аппарат слишком легкий, чтобы его вылеты регулировались законодательством, а сам он действовал как частное лицо, а не предприниматель.

Компания Copter Express, основанная выпускником МФТИ Олегом Понфиленком, с 2013 года занимается доставкой небольших грузов с помощью беспилотных летательных аппаратов – коптеров, или дронов. 21 июня 2014 года в Сыктывкаре Понфиленок организовал первую коммерческую доставку по воздуху: беспилотник за полчаса принес заказ клиентам местной пиццерии на центральную городскую площадь.

Управлявший аппаратом схлопотал штраф за полет без уведомления и лицензии. "Полет был выполнен без разрешения на использование воздушного пространства класса С и без соответствующего плана полета", – указала мировой судья Куратовского судебного участка Сыктывкара Юлия Малышева в своем решении от 19 сентября 2014 года (копии документов есть у "Право.Ru"). К воздушному пространству этого класса относится высота в пределах 1500 м и расстояние в 30 км от контрольной точки местного аэропорта, уточнил затем Сыктывкарский городской суд. Малышева изучила материалы административного дела, которое было возбуждено местным управлением Ространснадзора в отношении заказчика доставки – ООО "Пицца Венчур". Компанию от "административки" освободили, так как выяснилось, что аппаратом управлял Понфиленок. Судья Малышева посчитала, что его действия нарушают ст. 52 (требующую для беспилотных аппаратов разрешение на полет и его план) и ст. 109 (обязывающую представлять эти сведения в местные органы управления полета) Правил использования воздушного пространства, которые были утверждены постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 года № 138.

Мировая судья признала дрон подпадающим под понятие "воздушное судно" – п. 1 ст. 32 Воздушного кодекса описывает его как аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом. Затем, сославшись на ст. 12 закона о лицензировании отдельных видов деятельности от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ, судья отметила, что на перевозку грузов воздушным транспортом требуется лицензия, которой у Понфиленка не оказалось. В итоге мировой суд оштрафовал последнего на 50 000 руб. за предпринимательскую деятельность в области транспорта без лицензии (ч. 1 ст. 14.1.2 КоАП предусматривает такой штраф для граждан).

Понфиленок оспорил решение. Договор на перевозку он заключал как физическое лицо, поэтому закон 99-ФЗ о лицензировании, написанный для юрлиц и индивидуальных предпринимателей, к этим правоотношениям применять нельзя, указано в жалобе. Заявитель был недоволен и процедурой – Ространснадзор возбудил дело 24 июня, а опубликовал протокол 14 августа, выйдя за пределы месячного срока административного расследования, установленного ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ. Далее, говорится в жалобе Понфиленка, он "не является пользователем воздушного пространства". Оператор коптера обосновал утверждение тем, что по ст. 11 Воздушного кодекса использованием такого пространства считаются действия, которые могут нести угрозу воздушному движению – пуск ракет, высотное строительство или, например, взрывы. Запуск квадрокоптера, не поднимающегося выше 100 м, к таким отнести нельзя, указано в документах.
Понфиленок отметил при обжаловании, что ему как владельцу коптера, весящего меньше 115 кг (вес аппарата, по словам его оператора, составляет только 9 кг), не обязательно получать лицензию и регистрировать дрон – сверхлегкие суда такого веса освобождены от госрегистрации п. 2 абз. 2 приказа Минтранса от 18 ноября 2011 года № 287. А коптер, по действующему законодательству, можно считать разве что сверхлегким воздушным судном, говорилось в жалобе, так как п. 3. ст. 32 ВК РФ относит к этой категории суда с максимальным взлетным весом в 495 кг.

"Как я мог получить лицензию на пилотирование воздушного средства, существование которого не предусмотрено российским законодательством?" – приводит слова ответчика в горсуде местный портал progorod11.ru. Представитель Ространснадзора Игорь Ольнев в заседании заявлял, что беспилотник является воздушным средством и подчиняется закону о лицензировании.

Судья Сыктывкарского городского суда Лариса Батова в своем решении обобщила данные о беспилотных летательных аппаратах: типичные модели используются для съемки фото и видео или для ближних полетов, могут поднимать до 3 кг груза, весят от 1 до 4 кг. В деле нет доказательств, что беспилотник, осуществлявший доставку, весит больше 5700 кг (такой максимальный вес установлен для легких воздушных судов), отметила судья. От лицензирования, указала она, сверхлегкие аппараты весом ниже 495 кг освобождены в силу ч. 4 ст. 61 Воздушного кодекса.

Батова признала, что закон 99-ФЗ действительно применим для юрлиц и ИП, а не для граждан, сославшись на положение о лицензировании, утвержденное постановлением Правительства от 5 мая 2012 года № 457. Понфиленок же оказывал услуги доставки как физическое лицо, отметила судья. "Доказательств того, что Понфиленок О. В. осуществлял предпринимательскую деятельность, материалы дела не содержат", – говорится в решении. В итоге Сыктывкарский горсуд освободил Понфиленка от штрафа – постановление мирового суда было отменено.

"У нас не прецедентное право, но мое дело является хорошим кейсом, прямо указывающим на неприменимость для малых дронов действующих правил использования воздушного пространства".

ссылка на исходник http://pravo.ru/review/view/114058/
Жить будем!!!
Вернуться к началу

автор
Аватара пользователя
Андрей Крюков
Администратор
Сообщения: 575
Зарегистрирован: 10 авг 2013, 10:02
Skype: AKlion
Откуда: Тольятти
Контактная информация:

Песков - Путину: "Нам необходим баланс"

Сообщение Андрей Крюков » 15 янв 2016, 12:55

14 января под руководством Президента России Владимира Путина состоялось заседание наблюдательного совета Агентства Стратегических Инициатив, на котором Обсуждались результаты работы Агентства в 2015 году, задачи на текущий год, в частности реализация «Национальной технологической инициативы» и развитие системы подготовки кадров в России.

NabsovetASI(1).jpg


В одном из докладов, сделанном директором направления "Молодые профессионалы", Дмитрием Николаевичем Песковым, был сделан акцент на том, что система подготовки кадров крайне важна для появления у России перспективы долгосрочного устойчивого роста. За прошедший год было сделано немало шагов по по возрождению успешных практик и выработке принципиально новых подходов к подготовке кадров. В том числе через систему чемпионатов WorldSkills, в котором в конце 2015 года приняли участие и авиамоделисты Федерации авиамодельного спорта России.
"...Самый лучший пример, где мы собрали всё это вместе, это в Екатеринбурге – чемпионат хай-тек, где более ста промышленных компаний, 30 холдингов со всей страны соревновались..." - Отметил Дмитрий Песков
Дмитирий Николаевич привел примеры успешного развития отечественных компаний на рынке беспилотных систем и подчеркнул, что кроме финансовой поддержки развивающегося сектора прежде всего нужна поддержка идеологическая. Главным приоритетом развития становится талант, инженерные навыки и быстрый рост:
"...Ставка получается в первую очередь на таланты, а талант – это то, что может позволять преодолевать плохие институты. Российская история – это история поддержки талантов, которые работают в очень плохом институциональном климате и в тяжёлой геополитической ситуации. Мы хотим эту ставку делать именно на инженерные команды, на таланты, на быстрый рост..."
Но именно развитие таланта и инженерных способностей молодежи оказались сегодня в зоне риска излишнего контроля и слишком сильного понятия безопасности. Государство пытается контролировать сразу все новые рынки, при этом затормаживая всякий рост искусственными средствами и административным давлением.

"...Сегодня, если мальчик из Иркутска сделает деревянную модель самолётика, ему необходимо будет получить регистрацию в Росавиации, сертификат типа лётного судна и удостоверение пилота беспилотного летательного аппарата. Нам необходим баланс между интересами безопасности, мы понимаем, что они должны быть, и интересами развития..."

Как сообщают информированные источники, Президент России Владимир Путин услышал проблему, а так же получил дополнительную информацию о недостатках принятого Федерального закона о внесении изменений в Воздушный кодекс.
Теперь, десятки тысяч детей, авиамоделистов, спортсмены и техническая молодежь ждут и верят, что Президент России сумеет урегулировать возникшую ситуацию и не допустит введения избыточных норм в отношении авиамодельного спорта, влекущих его уничтожение в нашей стране!
Жить будем!!!
Вернуться к началу

автор
Аватара пользователя
Андрей Крюков
Администратор
Сообщения: 575
Зарегистрирован: 10 авг 2013, 10:02
Skype: AKlion
Откуда: Тольятти
Контактная информация:

Регистрацией беспилотников в России займется ФСБ

Сообщение Андрей Крюков » 26 янв 2016, 14:48

Регистрацией беспилотников в России займется ФСБ


Регистрацию произведенных в России или ввезенных в страну беспилотных воздушных судов (БПВС) поручат ФСБ. Об этом говорится в проекте постановления правительства, которое вынес на общественное обсуждение Минтранс.

Граждане и компании, которые производят или ввозят БПВС, должны будут предоставить подробный перечень технических характеристик: страна-изготовитель, тип, серийный номер, год изготовления, назначение, название изготовителя, максимальная взлетная масса, тип и количество двигателей, мощность двигателей. О себе заявитель должен будет сообщить имя, адрес, телефон и ИНН (при наличии).

В обмен на заявление ФСБ выдаст справку о постановке беспилотника на учет. Данные о подразделениях службы, куда можно будет подавать заявления, опубликуют на сайте в интернете.

Закон об обязательной регистрации всех беспилотников тяжелее 250 граммов был подписан президентом России Владимиром Путиным 30 декабря 2015 года, он вступит в силу в апреле 2016 года.

Российская законодательная инициатива была утверждена вскоре после аналогичного закона в США, где регистрация беспилотников началась 21 декабря 2015 года. За первый месяц было поставлено на учет около 300 тысяч БПВС.

При этом в США если беспилотник тяжелее 250 граммов, но легче 25 килограммов, то регистрация проходит через сайт Федерального управления гражданской авиации (FAA). Если БПВС используется только в развлекательных целях, то не нужно передавать в FAA никаких его характеристик – только свои имя, адрес и электронную почту. Для аппаратов, которые весят более 25 килограммов или используются в коммерческих целях, регистрация происходит через стандартное бумажное заявление с указанием всех характеристик.

https://slon.ru/posts/63043
Жить будем!!!
Вернуться к началу

автор
Аватара пользователя
Андрей Крюков
Администратор
Сообщения: 575
Зарегистрирован: 10 авг 2013, 10:02
Skype: AKlion
Откуда: Тольятти
Контактная информация:

Re: Правовые вопросы полетов мультикоптеров.

Сообщение Андрей Крюков » 23 фев 2016, 13:39

Итак, что же все-таки касается беспилотников, массой более 250 грамм.

1. Сертификация

Статья 8. Обязательные сертификация и аттестация в гражданской авиации

1. Обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат:

2.1) беспилотные авиационные системы, за исключением беспилотных авиационных систем, включающих в себя беспилотные гражданские воздушные суда, на которые сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа или акта оценки конкретного воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации;
Комментарий: нужно будет обязательно получить сертификат летной годности. При этом еще нет четких требований.

2. Использование воздушного пространства

Статья 13. Государственные приоритеты в использовании воздушного пространства

1. Все пользователи воздушного пространства обладают равными правами на его использование.
2. При возникновении потребности в использовании воздушного пространства одновременно двумя и более пользователями воздушного пространства право на его использование предоставляется пользователям в соответствии с государственными приоритетами в следующей последовательности:

13) проведение учебных, спортивных, демонстрационных и иных мероприятий;
14) выполнение полетов воздушных судов или иная деятельность по использованию воздушного пространства, осуществляемые в целях удовлетворения потребностей граждан.
Комментарий: как видим, мы находимся в самом конце списка, а потому у нас самый низкий приоритет. В принципе это логично.

3. Понятие гражданской авиации

Статья 21. Гражданская авиация

1. Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации.
Комментарий: это я привел для того, чтобы понимать, что мы относимся к гражданской авиации. А это понятие затем часто используется в кодексе.

4. Определение беспилотника

Статья 32. Воздушное судно

1. Воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

5. Беспилотное воздушное судно - воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот).
6. Беспилотная авиационная система - комплекс, включающий в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов, технические средства и оборудование, используемые для управления полетом такого воздушного судна или таких воздушных судов.
Комментарий: дается определение беспилотника, которое основано на определении воздушного судна. Ну а понятие беспилотной авиационной системы просто расширяет определение беспилотника.

5. Регистрация беспилотника

Статья 33. Государственная регистрация и государственный учет воздушных судов

1. Государственной регистрации подлежат предназначенные для выполнения полетов следующие воздушные суда:
1) беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 0,25 килограмма и менее, и пилотируемые гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее;

1.3. Беспилотные гражданские воздушные суда, подлежащие государственной регистрации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, регистрируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3.1. Беспилотные воздушные суда, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4. Воздушное судно, зарегистрированное или учтенное в установленном порядке в Российской Федерации, приобретает национальную принадлежность Российской Федерации.
5. Данные о гражданском воздушном судне исключаются из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации в следующих случаях:
списание гражданского воздушного судна или снятие его с эксплуатации;
продажа гражданского воздушного судна или переход на иных законных основаниях права собственности на него иностранному государству, а также иностранному гражданину, лицу без гражданства или иностранному юридическому лицу при условии вывоза гражданского воздушного судна за пределы территории Российской Федерации;
нарушение требований к государственной регистрации гражданского воздушного судна.
6. При исключении данных о гражданском воздушном судне из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации свидетельство о государственной регистрации этого воздушного судна утрачивает силу и подлежит возврату органу, выдавшему указанное свидетельство.
7. Правила государственной регистрации и государственного учета воздушных судов устанавливаются соответствующим уполномоченным органом.
8. За государственную регистрацию гражданского воздушного судна уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
9. Государственная регистрация прав собственности и иных вещных прав на воздушное судно, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение, а также установление порядка государственной регистрации и оснований для отказа в государственной регистрации прав на воздушное судно и сделок с ним осуществляются в соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.
10. В случае залога гражданского воздушного судна сведения о залоге подлежат включению в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации.
Комментарий: если в двух словах, то понадобится регистрировать беспилотники. При регистрации дается свидетельство, которое при смене владельца или списании должно сдаваться. Регистрация права платная.

6. Опознавательные знаки

Статья 34. Обозначения, наносимые на воздушные суда

1. При государственной регистрации гражданского воздушного судна ему присваиваются государственный и регистрационный опознавательные знаки, которые наносятся на воздушное судно.
2. На государственные воздушные суда наносятся знаки государственной принадлежности и учетные опознавательные знаки.

4. На гражданское воздушное судно помимо государственного и регистрационного опознавательных знаков должно наноситься изображение Государственного флага Российской Федерации, могут наноситься изображение флага субъекта Российской Федерации, а также товарные знаки - символы, надписи, эмблемы и иные зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке знаки. Изображение Государственного флага Российской Федерации должно располагаться выше изображения флага субъекта Российской Федерации и по размеру быть больше размера изображения флага субъекта Российской Федерации.
5. Изображение Государственного флага Российской Федерации наносится на воздушные суда в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок нанесения других обозначений на государственные воздушные суда устанавливается уполномоченным органом в области обороны по согласованию с уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации, на экспериментальные воздушные суда - уполномоченным органом в области оборонной промышленности.
6. Государственные и регистрационные опознавательные знаки гражданских воздушных судов, а также порядок нанесения этих знаков и порядок нанесения товарных знаков на гражданские воздушные суда устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Комментарий: на беспилотник нужно будет нанести государственный и регистрационный опознавательные знаки, а также изображение государственного флага. Помимо этого могут наноситься другие знаки.

7. Летная годность

Статья 35. Требования к летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и требования в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации

1. Летная годность гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта - состояние гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, при котором они соответствуют типовой конструкции и способны обеспечивать их безопасную эксплуатацию.
2. Требования к летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и требования в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации (далее - требования к летной годности и к охране окружающей среды) определяются федеральными авиационными правилами и обязательны для соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также юридическими лицами и физическими лицами, участвующими в разработке, испытаниях, серийном производстве, приемке и эксплуатации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов.
Комментарий: как я понял, потребуется доказательство того, что твой беспилотник в принципе летает.

8. Допуск к эксплуатации

Статья 36. Допуск к эксплуатации гражданских воздушных судов и государственных воздушных судов

1. Гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности. Сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, или акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды. Использование гражданского воздушного судна, имеющего сертификат летной годности, выданный на основании указанного акта оценки, для осуществления коммерческих воздушных перевозок не допускается.
2. Сертификат летной годности выдается уполномоченным органом в области гражданской авиации государства, в котором зарегистрировано воздушное судно, за исключением случаев, предусмотренных статьей 83 bis Конвенции о международной гражданской авиации. Форма сертификата летной годности, выдаваемого на воздушное судно, и порядок его оформления устанавливаются федеральными авиационными правилами.
3. Допуск к эксплуатации государственных воздушных судов осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Комментарий: получение сертификата летной годности, скорее всего, будет нетривиальной задачей. Но это практически не регламентировано, а потому надо будет посмотреть.

9. Сертификация воздушных судов

Статья 37. Сертификация гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов

1. Сертификация гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов нового типа проводится в соответствии с федеральными авиационными правилами, устанавливающими требования и процедуры сертификации. Сертификация завершается выдачей сертификата типа, если в ходе проведения сертификации установлено, что гражданские воздушные суда, авиационные двигатели и воздушные винты нового типа соответствуют требованиям к летной годности и к охране окружающей среды и конструкция гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов нового типа признана в качестве типовой.
2. Сертификат типа выдается уполномоченным органом, на который возложены организация и проведение обязательной сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов.
3. Каждое гражданское воздушное судно, авиационный двигатель и воздушный винт в процессе серийного производства проходит в установленном порядке испытания и проверки, завершающиеся выдачей гражданскому воздушному судну сертификата летной годности, авиационному двигателю или воздушному винту эквивалентного сертификату летной годности документа. Указанные документы удостоверяют, что конструкции и характеристики гражданского воздушного судна, авиационного двигателя и воздушного винта соответствуют их типовым конструкциям, а их изготовление - соответствующим требованиям.
4. Обеспечение соответствия требованиям к летной годности и к охране окружающей среды типовой конструкции гражданского воздушного судна, авиационного двигателя или воздушного винта либо изменения их типовых конструкций возлагается на разработчика соответственно гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта либо разработчика изменения их типовых конструкций. Обеспечение соответствия каждого серийно производимого гражданского воздушного судна, авиационного двигателя или воздушного винта типовой конструкции возлагается на его изготовителя.
4.1. Документ, удостоверяющий изменение ранее утвержденной типовой конструкции гражданского воздушного судна на основании аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, выдается органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, после подтверждения разработчиком соответствия изменения типовой конструкции гражданского воздушного судна требованиям к летной годности, которые использовались при первоначальном подтверждении соответствия типовой конструкции гражданского воздушного судна, или более поздним требованиям.

7. Государственный контроль за исполнением требований, установленных пунктом 4 настоящей статьи, осуществляется уполномоченным органом, на который возложены организация и проведение обязательной сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов.

9. Гражданские воздушные суда, авиационные двигатели и воздушные винты, произведенные в иностранном государстве и поступающие в Российскую Федерацию для эксплуатации, проходят сертификацию в соответствии с федеральными авиационными правилами.
10. Требования к оснащению воздушных судов техническими средствами и оборудованием, обеспечивающими доступность воздушных судов для пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, и сроки такого оснащения устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
Комментарий: видимо для покупных достаточно будет сертификата изготовителя, а вот для самосборных – неизвестно. Да и даже для покупных получение сертификата вряд ли будет простой задачей. В общем также пока не понятно.

10. Посадочная площадка

Статья 40. Аэродромы и аэропорты


7. Посадочная площадка - участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
Комментарий: я так понимаю, это и будет основным местом беспилотников.

11. Требования к посадочным площадкам

Статья 48. Требования к аэродромам, вертодромам и посадочным площадкам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов

Требования, предъявляемые к предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов аэродромам, вертодромам и посадочным площадкам, а также правила их эксплуатации в зависимости от видов полетов воздушных судов и характеристик обслуживаемых воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Комментарий: а вот это уже будет интересным. Если для самолетов какие бы то ни было требования к площадкам понятны, то для коптеров площадка вообще не обязательна, так как и взлетать и садиться он может даже без контакта с землей или какой-то поверхностью (с руки взлетел, и рукой его потом поймали). Как видим, просто сырой закон, который не учитывает массу нюансов.

12. Эксплуатация посадочных площадок

Статья 49. Эксплуатация аэродромов, вертодромов и посадочных площадок


5. Посадочные площадки допускаются к эксплуатации, их эксплуатация приостанавливается или они закрываются для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов с даты представления владельцем посадочной площадки уведомления о начале, приостановлении или прекращении деятельности на посадочной площадке в уполномоченный орган в области гражданской авиации, если более поздний срок не указан в уведомлении.
Форма предусмотренного настоящим пунктом уведомления, порядок его направления и регистрации устанавливаются федеральными авиационными правилами.
6. Обеспечение соответствия посадочной площадки требованиям федеральных авиационных правил возлагается на ее владельца.
Комментарий: аналогично предыдущему пункту.

13. Допуск экипажа

Статья 53. Допуск лиц из числа авиационного персонала к деятельности

1. К выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства.
1.1. Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение указанных в пункте 1 настоящей статьи свидетельств, требованиям федеральных авиационных правил, включающих в себя требования к подготовке авиационного персонала гражданской авиации для обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и использования технических средств и оборудования, указанных в пункте 10 статьи 37 настоящего Кодекса, а также правила выдачи указанных свидетельств устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Требования, предъявляемые к оформлению и форме указанных свидетельств, устанавливаются федеральными авиационными правилами.
2. Государственный контроль за деятельностью авиационного персонала осуществляется уполномоченным органом в области гражданской авиации, уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, уполномоченным органом в области обороны или уполномоченным органом в области оборонной промышленности.
Комментарий: здесь четко указаны требования обязательного получения свидетельства. Как я понимаю, это должно быть свидетельство или удостоверение внешнего пилота.

14. Подготовка персонала

Статья 54. Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации


2. Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами.

4. Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами.
5. Порядок подготовки членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением устанавливается федеральными авиационными правилами.
6. Тренажерные устройства имитации полета, применяемые в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов, допускаются к применению в порядке, установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации. Требования к таким тренажерным устройствам и порядок их применения устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Комментарий: здесь указаны требования к обучению пилотов. Как я понимаю, требований к внешним пилотам пока еще никто не придумал, а потому получение вожделенного свидетельства или удостоверения будет совсем нетривиальным.

15. Экипаж

Статья 56. Экипаж воздушного судна


1.1. Экипаж беспилотного воздушного судна состоит из одного либо нескольких внешних пилотов, одного из которых владелец беспилотного воздушного судна назначает командиром такого воздушного судна.
Комментарий: тут вполне логично.

16. Командир экипажа

Статья 57. Командир воздушного судна

1. Командиром воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, является лицо, имеющее действующее свидетельство пилота (летчика, внешнего пилота), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа.
Комментарий: а вот тут как раз и звучит впервые словосочетание «внешний пилот».

17. Права командира

Статья 58.1. Права командира беспилотного воздушного судна

Командир беспилотного воздушного судна имеет право:
1) принимать окончательные решения о взлете, полете и посадке беспилотного воздушного судна, а также о прекращении полета и возвращении на аэродром или о вынужденной посадке в случае явной угрозы безопасности полета беспилотного воздушного судна. Такие решения могут быть приняты с отступлением от плана полета, указаний соответствующего органа единой системы организации воздушного движения и задания на полет, с обязательным уведомлением соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) и по возможности в соответствии с установленными правилами полетов;
2) принимать иные меры по обеспечению безопасного завершения полета беспилотного воздушного судна.
Комментарий: тут все вполне логично.

18. Эксплуатант

Статья 61. Авиационное предприятие и эксплуатант


3. Эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
Требования к эксплуатанту определяются федеральными авиационными правилами.
Комментарий: хотя понятие «эксплуатант» описано в этой статье, это не помешало законодателям использовать его ранее (статья 37.1). Сырой закон?

19. Допуск к полету судна

Статья 66. Допуск к полету воздушного судна

1. К полету допускается воздушное судно, имеющее государственный и регистрационный или учетный опознавательные знаки, прошедшее необходимую подготовку и имеющее на борту соответствующую документацию.
2. Порядок допуска к полетам гражданских воздушных судов устанавливается федеральными авиационными правилами.
Комментарий: это вполне логично. Вот только неизвестно, а есть ли порядок допуска для беспилотников или будут общие правила.

20. Документы на борту

Статья 67. Документация, имеющаяся на борту воздушного судна

1. На борту гражданского воздушного судна должна находиться следующая документация:
1) судовые документы:
свидетельство о государственной регистрации для воздушных судов, подлежащих государственной регистрации;
сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 61 настоящего Кодекса;
сертификат летной годности, за исключением воздушных судов, эксплуатация которых допускается без сертификата летной годности;

2) соответствующие документы на каждого члена экипажа пилотируемого воздушного судна;
3) документы, предусмотренные уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Комментарий: как это все поместить на борт беспилотника, осталось за пределами и статьи и закона. Скорее всего просто не стали развернуто описывать для беспилотника. Вероятно, подразумевается, что это должно быть с собой у командира, к примеру.

21. План полета

Статья 70. План полета воздушного судна

1. Полет воздушного судна выполняется в соответствии с планом полета, представленным пользователем воздушного пространства соответствующему органу единой системы организации воздушного движения, при наличии разрешения на использование воздушного пространства, за исключением полета воздушного судна, выполняемого в случаях отражения воздушного нападения, предотвращения и прекращения нарушений Государственной границы Российской Федерации или вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, оказания помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, поиска и эвакуации космических аппаратов и их экипажей, предотвращения и (или) прекращения нарушений федеральных правил использования воздушного пространства, а также полета воздушного судна, выполняемого в уведомительном порядке использования воздушного пространства, полета воздушного судна, выполняемого в специальных районах, определенных в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
1.1. Условия, порядок и форма представления планов полетов устанавливаются федеральными правилами использования воздушного пространства.
2. Отступление от плана полета воздушного судна допускается на основании разрешения соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полетами), за исключением случаев, предусмотренных статьей 58 настоящего Кодекса.
Комментарий: исходя из этой статьи, на каждый полет должен быть план полета. В принципе при наличии свидетельства внешнего пилота можно будет зарегистрироваться на сайте и без особых проблем оформлять планы полетов. Это вроде как не сложно.

22. Полет над населенным пунктами

Статья 72. Полет воздушного судна над населенными пунктами

Полет воздушного судна над населенными пунктами должен выполняться на высоте, позволяющей в случае неисправности воздушного судна произвести посадку за пределами населенных пунктов или на специально предусмотренных для этих целей взлетно-посадочных площадках в пределах населенных пунктов. Отступления от данного правила полета определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Комментарий: а вот тут очень интересно. Какая высота для беспилотника будет достаточной, чтобы улететь за пределы населенного пункта? Вероятно, можно будет согласовать с местной администрацией места для взлетно-посадочных площадок внутри населенного пункта, которые затем будут организованно использоваться всеми беспилотниками. Но не факт.

23. Демонстрационный полет

Статья 73. Демонстрационный полет воздушного судна

Демонстрационный полет воздушного судна выполняется в соответствии с требованиями безопасности полетов воздушных судов, установленными соответствующим уполномоченным органом. Порядок организации и проведения демонстрационных полетов воздушных судов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Комментарий: что есть демонстрационный полет – неизвестно. Поэтому не понятно, чем он отличается от обычного полета беспилотника, который не выполняет какие-либо авиационные работы.

24. Аварии

Статья 116. Общие принципы ответственности


2. Эксплуатант обязан возместить вред, причиненный при эксплуатации воздушного судна, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Комментарий: это понятно и логично. Кстати, если подул резкий ветер, и беспилотник вследствие этого снесло кому-то на голову, то за этот вред эксплуатант ответственности не несет, если я правильно понял.

25. Столкновения

Статья 129. Ответственность за вред, причиненный при столкновении воздушных судов

1. При столкновении воздушных судов, а также при причинении воздушным судном повреждения другому воздушному судну, хотя и без столкновения, имущественная ответственность владельцев воздушных судов определяется следующим образом:
1) вред, причиненный одному из владельцев по вине другого, возмещается виновным;
2) при наличии вины обоих (нескольких) владельцев размер возмещения вреда определяется соразмерно степени виновности каждого. При невозможности установить степень вины ответственность распределяется между владельцами поровну.
2. При отсутствии вины владельцев воздушных судов в причинении вреда ни один из них не имеет права требовать возмещения вреда от другого.
3. Ни один из владельцев, воздушные суда которых участвовали в столкновении, не предполагается виновным, если в установленном порядке не будет доказано иное.
4. Имущественную ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира воздушного судна, а также за вред, причиненный имуществу третьих лиц, находящемуся на воздушном судне, несет владелец воздушного судна в соответствии с настоящим Кодексом, при этом он имеет право обратного требования (регресса) к виновному в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Комментарий: все вполне понятно и логично. При этом здесь указана презумпция невиновности (пункт 3). То есть вину владельца беспилотника нужно будет доказывать пострадавшим. Это очень существенное замечание.

26. Страхование

Статья 131. Обязательное страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами

1. Страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна, является обязательным.
2. При выполнении полетов и авиационных работ в воздушном пространстве Российской Федерации минимальный размер страховой суммы устанавливается в размере не менее чем два минимальных размера оплаты труда, установленных федеральным законом на момент заключения договора страхования, за каждый килограмм максимальной взлетной массы воздушного судна.
Комментарий: а вот это уже интереснее. Получается, что владелец беспилотника обязан будет застраховать свою ответственность в размере 6204 рублей (с 01.01.2016), умноженное на 2 и умноженное на взлетную массу. Если при этом взлетная масса будет округляться в большую сторону до килограмма, то даже минимальная страховка обойдется в 6204*2 = 12408 рублей. Очень даже не слабо! Автовладельцы в большинстве своем меньше платят.

Так вот к чему это я все. Я собирался купить квадрик для фото и видеосъемок. Теперь становится не вполне очевидной стоимость владения, а также правовой статус. Соответственно, не известно, с каким трудностями придется столкнуться в процессе эксплуатации. Мне это важно еще и потому, что хотелось не просто летать, но еще и какие-нибудь деньги зарабатывать.

В результате анализа закона я тут вот что придумал. Допустим, я организую какую-нибудь организацию типа "Клуб любителей дронов". Причем, организация может быть некоммерческой. Организация берет на себя следующие обязанности:
1. Заключение с владельцем дрона договора, по которому владелец уступает свои права владения в части регистрации и эксплуатации дрона.
2. Организация регистрирует этот дрон на себя как эксплуатант.
3. Как эксплуатант организация обеспечивает получение всех необходимых разрешений на полеты.
4. У организации будет свой внешний пилот, на которого будет производиться разрешение. Этот пилот впоследствии будет назначаться командиром воздушного судна.
5. Вся необходимая документация ведется эксплуатантом.
6. Непосредственно владельцу дрона нужно будет только получить свое удостоверение внешнего пилота, чтобы не только официально все выглядело правильным, но и по факту.
7. При этом командиру даже не обязательно находиться рядом с пилотом. Во всяком случае прямых указаний на это нет.
8. Хотя в законе нигде не указаны групповые полеты, но уверен, что организация сможет "забивать" за собой площадку и небо сразу для всех дронов, с владельцами которых у нее есть соглашение. В этом случае можно хоть на каждый день подавать заявки без проблем. Попутно это обеспечит возможность полета в любой день и, возможно, в любое время.
9. Понятно, что организация будет нести какие-то расходы, а потому будут членские взносы. Естественно, что зарабатывать организация не сможет, только на собственные нужды.

Если организация коммерческая, то:
1. Договор безвозмездной аренды с владельцем дрона.
2. - 8. то же, что у некоммерческой организации.
9. Организация может на этом зарабатывать, если владельцы дронов будут платить слегка больше, чем организация несет расходы. Можно еще чего-нибудь придумать.

Это навскидку, как можно избежать бюрократии за небольшую сумму.

Также организации будет проще отстаивать интересы владельцев дронов.


P/S взято всё с не безызвестного форума
Жить будем!!!
Вернуться к началу

автор
Аватара пользователя
Андрей Крюков
Администратор
Сообщения: 575
Зарегистрирован: 10 авг 2013, 10:02
Skype: AKlion
Откуда: Тольятти
Контактная информация:

Re: Правовые вопросы полетов мультикоптеров.

Сообщение Андрей Крюков » 10 мар 2016, 16:21

Беспилотникам дадут послабления

В правительстве принципиально согласились смягчить требования к авиамоделям и малым беспилотным аппаратам, описанным в новом Воздушном кодексе

Правительству удалось найти компромисс с авиамоделистами и производителями беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) по вопросу применения новых положений Воздушного кодекса. Как сообщил «Известиям» информированный источник в Минтрансе, с представителями отрасли принципиально согласованы подходы, позволяющие избежать эксцессов, в результате которых все авиамодели и БПЛА весом свыше 250 г с 1 апреля нужно будет официально регистрировать, а их владельцам — оформлять удостоверения пилотов БПЛА.

— Есть понимание, что на уровне подзаконных актов мы упорядочим процесс регистрации и сертификации БПЛА и авиамоделей таким образом, что их производители и эксплуатанты не столкнутся с существенными проблемами после вступления в силу обновленного Воздушного кодекса, — говорит собеседник «Известий» в Минтрансе. — Проекты постановлений правительства по данной теме сейчас находятся в стадии подготовки.

Закон о внесении изменений в Воздушный кодекс России (ВК) подписан президентом 29 декабря 2015 года — обновленный ВК вступает в силу 1 апреля 2016 года. Основные изменения в ВК касаются беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), которые нужно будет сертифицировать и регистрировать — в случае если их взлетная масса превышает 250 г. Также вводится обязательная аттестация пилотов БПЛА.

Владельцы компаний, поставляющих беспилотники и осуществляющих с их помощью сервисы (объединены в группу AeroNet), в конце прошлого года обращались к президенту с просьбой не подписывать изменения в ВК, утверждая, что новый порядок заморозит индустрию БПЛА на 1–2 года. С аналогичным обращением к президенту обращалась и Федерация авиамодельного спорта России (ФАСР). Их аргументация похожа: сертификация и регистрация сейчас невозможна, так как нет процедуры сертификации БПЛА, не написаны сертификационные требования. Эти документы выпускаются приказами Минтранса, регистрируются в Минюсте. Дело в случае с БПЛА затянется на годы, в течение которых действующие участники рынка окажутся вне закона, что лишит компании возможностей для развития.

— Закон никто менять не будет, но мы договорились работать с подзаконными актами, — говорит гендиректор компании «АФМ-Серверс», строящей БПЛА, Амир Валиев. — Есть механизм изменения ВК таким путем, чтобы при этом не менялись основные правила. Например, есть положение о том, чтобы все БПЛА были сертифицированы. Если постановлением правительства закрепить функции регистрации за общественными организациями, что законодательство делать позволяет, тогда получится, что мы процесс госрегистрации можем разделить на несколько частей. Первая часть — это тяжелые беспилотники весом более 30 кг — военные и гражданские, они должны взаимодействовать с диспетчером. Для них будет госрегистрация, от этого никуда не денешься. Вторая группа — это авиамоделисты. Постановлением правительства можно оговорить, что такое авиамодель, и ввести для них отдельный режим регистрации в саморегулируемых организациях, которые предоставят данные государству. Я сегодня был в Росавиации, и там с таким подходом согласны.

По словам Валиева, аттестация специалистов, управляющих БПЛА, которая также требуется по новым правилам, в случае с авиамоделистами может быть ограничена инструктажем.

— С БПЛА массой меньше 30 кг также возможно упрощение процедур для тех аппаратов, которые не будут летать над населенными пунктами и в местах, где есть закрытое воздушное пространство, — говорит Валиев. — В этих случаях сертификат типа для БПЛА может выдаваться в упрощенном порядке.

Владельцы компаний, поставляющих беспилотники и осуществляющих с их помощью сервисы, объединились относительно недавно, чему способствовала «Национальная технологическая инициатива» (НТИ) — президентская программа, направленная на то, чтобы выявить потенциально значимые технологические отрасли будущего, где российские компании могли бы вырасти в глобальных игроков. В рамках данной программы в 2015 году при участии Агентства стратегических инициатив была разработана «дорожная карта» AeroNet, впоследствии одобренная президиумом Совета при президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России. Теперь авторы «дорожной карты» AeroNet, где прописан сценарий развития отрасли БПЛА в России, просят президента предотвратить отраслевой коллапс.

Лидер группы AeroNet Сергей Жуков рассказал «Известиям», что самые острые вопросы, связанные с введением нового ВК, были вынесены на заседание межведомственной рабочей группы НТИ.

— Инициативы AeroNet и ФАСР были поддержаны, а мы со своей стороны предложили помощь государству в осуществлении административных функций, — говорит Жуков. — Всё, что касается сертификации, регистрации и подготовки внешних пилотов в части легких аппаратов, мы можем взять на себя — вести базу данных, которая затем станет составной частью государственного реестра.

По словам Игоря Трифонова, вице-президента ФАСР, он обеспокоен тем, что подзаконные акты могут не успеть принять к 1 апреля.

— Нам действительно обещали послабления, но пока на словах, — говорит Трифонов. — Надеемся, что в ближайшие три недели ясность наступит. Закон должен вступить в силу скоро, и если за этот месяц не произойдет конкретных подвижек, наступит коллапс. Придется отменять соревнования, в том числе международные. Мы об этом писали на имя министра спорта Виталия Мутко. Но самое страшное — это даже не отмена соревнований. А то, что могут закрыться площадки, где тренируются дети. Мне уже один из директоров Дворца юных техников, где есть специализированный кордодром, огороженный сеткой, заявил, что с 1 апреля перестанет пускать туда детей. Потому что модели не сертифицированы, удостоверений пилотов у детей нет.
Жить будем!!!
Вернуться к началу

автор
Аватара пользователя
Андрей Крюков
Администратор
Сообщения: 575
Зарегистрирован: 10 авг 2013, 10:02
Skype: AKlion
Откуда: Тольятти
Контактная информация:

Re: Правовые вопросы полетов мультикоптеров.

Сообщение Андрей Крюков » 16 мар 2016, 09:00

только по России 24 сообщили ,что закон о регистрации вступает в силу 30 марта но будет отклонен из-за неразработанной системы проведения всех мероприятий
Жить будем!!!
Вернуться к началу

автор
Аватара пользователя
Андрей Крюков
Администратор
Сообщения: 575
Зарегистрирован: 10 авг 2013, 10:02
Skype: AKlion
Откуда: Тольятти
Контактная информация:

Re: Правовые вопросы полетов мультикоптеров.

Сообщение Андрей Крюков » 22 мар 2016, 04:07

Жить будем!!!
Вернуться к началу


Вернуться в «Интересности и новинки в мире коптеров.»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость